среда, 7 августа 2013 г.

Женские ножки: история освобождения

 

Женские ножки: история освобождения

"Дитя, страшися тлена!
Да здравствует нога,
Вспорхнувшая из плена
На вешние луга!"
(Н. Олейников)

Сегодня это кажется удивительным, но большую часть европейской истории женские ноги демонстрировать было не принято. Даже когда дамы вовсю носили рискованные декольте, их нижние конечности были плотно укрыты от любопытных глаз длиннющими подолами. При этом мучины демонстрировать свои ноги и прочие достоинства отнюдь не стеснялись. Напомним, что и обтягивающие штаны, и чулки с каблуками - изначально были элементами именно мужской моды.

Причина сокрытия женских ножек, вообщем-то, понятна, если учесть что их линия провоцировала мужской взгляд скользить всё выше и выше - в совсем уж недозволенные места. Помните, как этим искусно воспользовалась Шэрон Стоун в к/ф "Основной инстинкт"?

ножки Шэрон Стоун в к/ф "Основной инстинкт"

Ступня

"Ступила ножкой малой
В воду милая моя.
И душа затрепетала
Струйкою ручья".
(из песни "Родник" группы КРУИЗ)

Исходя из вышесказанного, ясно почему первым объектом пристального эротического внимания стала женская ступня. В большинстве культур требования к ней были однозначны - ступня должна быть, как можно меньше.

Это хорошо видно в той же сказке про Золушку, где главную героиню идентифицируют именно по крохотному хрустальному башмачку, потерянному на балу. А злые сёстры Золушки (в версии братьев Гримм), пытаясь обмануть принца,  идут на отсечение пальцев и пятки - всё для того, чтобы надеть эталонный башмачок.

Золушка на рисунке Г. ДореСтоль изуверское стремление следовать канонам красоты встречается не только в сказке. В Китае, начиная с X века, девочкам с детства туго бинтовали ступни и заставляли носить обувь маленьких размеров. Пальцы подгибались внутрь подошвы, ступня причудливо деформировалась и начинала походить на обувь с высоким каблучком.

Врачу французского посольства в Пекине, недоумевающему по поводу этой жестокой процедуры, китайцы в один голос отвечали: "О, маленькая ножка! Вам, европейцам, никогда не понять, сколько прелести, сладости и возбуждения заключается в ней".

Однако, наслаждаться прелестью ножки следовало лишь, когда она была обута или прикрыта повязкой. Что и не удивительно - обнажённая ступня имела крайне отталкивающий вид, была покрыта мозолями, часто кровоточила и гноилась, а её ногти вростали внутрь.

Трудно представить, какие муки испытывали китайские красавицы при ходьбе. Но, видимо, это было лучше, чем получить прозвище "большеногий демон" и остаться незамужней до конца жизни.

Вид бинтованной китайской ножки в туфлях – это одно, а под рентгеном – другоеВид бинтованной китайской ножки в туфлях – это одно, а под рентгеном – другое.

Понятно, что подобное бинтование практиковали только в богатых семействах, где женщины не должны были хлопотать по хозяйству. Ведь двигаться такая красавица могла с трудом - обычно опираясь на палку или с посторонней помощью. Так заодно маленькие ножки стали ещё и символом аристократичности, а во времена правления в Китае Маньчжурской династии (маньчжуры ног не бинтовали) ещё и признаком национальной идентичности.
Отменили жестокий обычай только после Синьхайской революции 1911 г., и сегодня деформированные ступни можно встретить лишь у отдельных пожилых китаянок.

В Европе ног так не калечили, но тоже долгое время ценили, как писалось в одном трактате времён Возрождения "маленькую, узкую, но не сухощавую ступню". Когда в ХХ веке на размер ступни перестали обращать особое внимание (была возможность рассматривать места и поинтереснее), "искусственный отбор" закончился, и средний размер женской стремительно стал расти (сегодня он колеблется на Западе в пределах 39-42 размера).

До щиколотки

"О, закрой свои бледные ноги!"
(В. Брюсов)

Веласкес, Портрет Марианны АвстрийскойЗначительную часть европейской истории женщинам приходилось таскать на бёдрах длинные огромные, роскошные, но крайне неудобные, подолы на металлических обручах.

Когда в 1649 году Марианна Австрийская выходила замуж за испанского короля Филиппа IV, ей в подарок прислали пару, входивших в то время в моду, женских чулок. Нравы в католической Испании тогда были строгие, и придворный тут же распорядился отослать этот подарок назад, надменно произнеся: "У королевы Испании нет ног" (чем изрядно напугал невесту).

Ситуация стала меняться только в кокетливую эпоху рококо. Подол платья приподнялся, открыв взорам ступню в красивых башмачках и щиколотки в белоснежных чулках. Также из-под подола соблазнительно выглядывал кружевной край белой нижней юбки. Волнение, которое она вызывала у мужчин, станет понятнее, если учесть, что под юбку не одевали никаких панталон.

Франсуа Буше "Дама за туалетом"
В эпоху рококо появилось даже, т.н. retrousser - "искусство показа ног". Особая роль здесь была отведена подвязкам для чулок. Теперь они поднялись выше колена и дамы чрезвычайно любили их поправлять - естественно на виду у кавалеров. Иногда подвязки украшались "девизами", прочтение которых тоже стало частью эротической игры.

Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей»
Тогда же вместе с чулками женщины переняли ещё одно мужское изобретение - каблуки (поначалу каблуки были принадлежностью обуви наездника, потом - элементом мужской моды). Они были не такие тонкие, как будущие шпильки, но тоже достаточно высокие - 10-12 см. Учитывая, что средний размер ноги красавицы тогда составлял 32 см, женщинам приходилось ходить буквально на кончиках пальцев. Подол ещё был слишком длинным, поэтому каблук в эпоху рококо служил не для того, чтобы сделать ногу стройней и длинней (как сейчас), а для того, чтобы придать женщине привлекательную осанку - с выпяченной грудью и отставленной попкой.

Каблук, чтобы придать женщине привлекательную осанку - с выпяченной грудью и отставленной попкой

После Французской революции и эпохи Наполеона Бонапарта каблуки на какое-то время вышли из моды, а обувь стала напоминать лёгкие тапочки, в которых было удобно танцевать новые, более энергичные, танцы.

Ступни и лодыжки продолжают сильно волновать мужчин. Именно их имел в виду Пушкин под "ножками" в своем "Евгении Онегине".

"Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрипок заглушен
Ревнивый шепот модных жен
    ………………
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки…
Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне".

Впрочем, очень быстро разврат "галантного века" рококо сменился буржуазным пуританством века 19-го. Ноги снова скрылись за колоколообразными кринолинами, а для пущего целомудрия дам нарядили в панталоны.

Раньше панталоны вызывали у мужчин не смех, а возбуждение
Раньше панталоны вызывали у мужчин не смех, а возбуждение.

В викторианской Англии находились ханжи, которые укутывали даже изогнутые ножки стульев, чтобы они, не дай Бог, не вызвали неблагопристойных ассоциаций. В разговорах женскую ногу именовали не leg, а limb (часть тела, конечность), а куриные окорока стыдливо называли "темное мясо", а в Германии нижнее белье с чулками и вовсе определяли, как "невыражаемые вещи".


Купальные костюмы были закрыты от шеи до ступней (в комплект входили даже туфли на высокой шнуровке). Сидеть со скрещенными ногами считалось не приличным, я уже не Карл Брюллов «Всадница»говорю о ногах раздвинутых.

По этой причине женщинам долгое время не разрешалось играть на виолончели, а на лошади они ездили в специальном дамском седле, свесив ноги на бок.


Впрочем, это касалось только порядочных дам. Желающие налюбоваться на женские ножки могли посетить балет или еще лучше кабаре, где задирали ноги танцовщицы канкана (правда чулки и в том и другом случае были, за редким исключением, обязательны).

Афиши А. Тулуз-Лотрека.

Если взглянуть на эротические фотографии XIX - начала XX веков, то можно увидеть, что ножки соблазнительных барышень вовсе не напоминают нынешние ходули моделей - они чаще всего коротковатые и обязательно полненькие и пухленькие.

 

Икры, бёдра и штаны

"- Мальчик,  почему ты плачешь?!
- Я потерялся...
- Надо было за мамину юбку держаться!
- Так я пытался,  но не достал..."
(анекдот)

В ХХ веке, пока мужчины убивали друг друга в мировых войнах, женщины потихоньку отвоёвывали себе право на обнажение ног. Этому немало способствовало увлечение спортом и танцами. Так благодаря танго появились разрезы на бедрах, а танец чарльстон породил в 1920-х годах одноименные юбки с хитро скроенным неровным подолом.

В "спокойном" состоянии они были "пристойной" длины, зато в танце развивались, обнажая ногу выше колена.

Так благодаря танго появились разрезы на бедрах, а танец чарльстон породил в 1920-х годах одноименные юбки с хитро скроенным неровным подолом

В это же время поэты в своих вожделениях поднимаются уже выше щиколоток и воспевают сочные икры.

 

Н. Олейников
"Послание, бичующее ношение длинных платьев и юбок":

"Икра твоя роскошна,
Но есть ее нельзя.
Ее лишь трогать можно,
Безнравственно скользя.

Икра твоя гнездится
В хорошеньких ногах,
Под платьицем из ситца
Скрываясь, как монах.

...Шипит в стекле напиток.
Поднимем вверх его
И выпьем за избыток
Строенья твоего!

За юбки до колена!
За то, чтобы в чулках
Икра, а не гангрена
Сияла бы в веках!"

знаменитая Марлен Дитрих

С 1930-х годов начинается мода на длинные стройные ноги, эталоном которых становится знаменитая Марлен Дитрих.

Фетишем становятся чулки со швом, созданные из недавно открытого нейлона. Они имели такую притягательность, что в трудные военные годы, женщины, не имеющие подобных чулок, имитировали их, дорисовая себе шов на икрах карандашом!

Несмотря на игривые картинки 1940-х "пин-ап", где дамы то и дело, как бы "невзначай", демонстрировали точеные ножки в чулочках, в обыденной жизни такое кокетство не приветствовалось.

Слева – знаменитая сцена с Мэрилин Монро из к-ф «Зуд седьмого года». Справа – девушка, нарисованная в стиле Пин-ап.

Тем не менее, в 1946 году была создана новая раздельная модель купального костюма, названная в честь ядерных испытаний на атолле Бикини. Постепенно становятся популярны и конкурсы красоты, где девушки дефилировали в, открывающих ноги, купальниках.

открытые ножки

Но кардинальная революция под лозунгом "Свободу ногам!" произошла только в 1964 году, благодаря британской модельерше Мэри Квант.

По легенде, однажды она увидела, как её приятельница делает домашнюю уборку в коротко обрезной (для удобства) старой юбке. Мол, это и натолкнуло модельершу на идею знаменитой мини-юбки.

 

 

 

 

Мэри Квант
На самом дее идея давно носилась в воздухе. В 1956 году мини-платья были пошиты актрисе Энн Фрэнсис для съемок в фантастическом фильме "Запретная Планета".

 

 

 

Энн Фрэнсис и мини в к-ф Запретная планета

А в 1962 г. - за два года до Мэри Квант, подобные укороченные юбки были представлены на показах модельера Андре Куррежа. Но, во-первых, его модели адресовались состоятельным клиенткам, а, во-вторых, он не додумался запатентовать своё изделие.

Мини Андре Куррежа
Когда Курреж в одном из интервью посетовал, что мини-юбку изобрёл он, а Квант лишь коммерциализировала его изобретение, то модельерше пришлось открыть правду: "На самом деле мини-юбки изобрела не я и не Курреж — их придумали девушки на улицах". И, действительно, Квант впервые увидела мини у модниц-любительниц Лондонского района Челси, развила идею и снова вернула её на улицу.

Мэри Квант со своими моделями

Надо сказать, что первые модели мини-юбок открывали ногу лишь чуть выше колена, но затем их подол поднялся настолько, что девушка не могла даже наклониться, чтобы не открыть трусики.

модели мини-юбок открывали ногу лишь чуть выше колена

Говорят, в 1965 году, когда после первой демонстрации в Нью-Йорке мини-юбок модели Квант вышли на улицу, все машины остановились. Спустя год в мини появилась жена президента Кеннеди - Жаклин. Укоротились даже подолы юной английской королевы Елизаветы II.

Коммерческий же успех Квант был настолько велик, что королева даже наградила Мэри орденом - "за экономические заслуги".

Слева - Джин Шримптон, сделавшая рекламу мини на скачках в Мельбурне в 1965 г. Справа - популярная модель 1960-х Твигги, которая ввела в моду подростковую долговязость.
Триумф мини имел большие последствия для моды. Так чрезмерная рискованная открытость ног снизила популярность чулок, которые девушки сменили на колготы (не забудем также всякие лосины и леггинсы). Тогда же в моду начинали входить и высокие сапоги, подчёркивающие стройность женской ноги.

Именно стройность и длинноногость - становятся отныне главными критериями красивых женских ног. Главными пропагандистами этих канонов становятся фэшн-модели с ногами, как говорится, "от зубов" (так длина ног модели Нади Ауэрманн достигает 112 см).

Модель Надя Ауэрманн (на фото слева – вместе с Наоми Кэмпбелл)

Конечно после триумфа мини, модная длина юбки постоянно варьировала. Но именно с тех пор уход за ногами превратился в настоящее искусство. Сейчас трудно поверить, что когда-то женщины и не думали об эпиляции и не поняли бы значение слова "целлюлит".

Skinny JeansКстати, вместе с открытостью мини в женскую моду вошли и брюки. Трудно даже представить, какое облегчение и удобство испытали женщины, впервые натянув на себя это - прежде мужское - достояние. В 1960-х появляется брючный костюм, а в 1970-х начинается повальная мода на джинсы. Правда какое-то время брюки считались недопустимыми на работе и в приличных ресторанах, но к 1980-х годах эти условности сошли на нет.

Практичность брюк, конечно, больше порадовала женщин, нежели мужчин. На улицах всё реже можно увидеть женственные красивые платья. Правда, о подчеркивании своих ножек девушки стараются не забывать даже в штанах, периодически отдавая предпочтение облегающим моделям вроде джинсов-скинни.

Источник: Интернет

Комментариев нет:

Отправить комментарий